DOI: https://doi.org/10.14739/2310-1210.2020.1.194484

Психологическая характеристика детей, больных бронхиальной астмой, в зависимости от уровня контроля и объема терапии

S. M. Nedelska, O. D. Kuznietsova

Аннотация


 

Цель работы – изучить психологические особенности детей и подростков с бронхиальной астмой (БА) в зависимости от степени тяжести заболевания и объема терапии.

Материалы и методы. Обследовали 133 ребенка с БА, средний возраст – 12,2 ± 0,35 года. Обследованных поделили на 3 группы: пациенты с БА в состоянии длительной ремиссии на фоне аллерген-специфической иммунотерапии (АСИТ) (первая группа, n = 28); дети с контролируемой БА, получающие базисную терапию (вторая группа, n = 60); дети с неконтролируемой БА (третья группа, n = 45). Контрольная группа 30 здоровых детей. Проводили тест Т. Лири в модификации Л. М. Собчик, тест цветовых отношений М. Люшера. Статистическая обработка – с использованием программы Statistica 13.0.

Результаты. Установлены статистически значимые особенности в преобладании определенных типов межличностных взаимоотношений в разных группах детей (χ2= 152,9; р < 0,01). У детей первой группы – сотруднический, дружелюбный VII (28,6 %) и альтруистический VIII (64,3 %) типы. Во второй группе отмечены почти все 8 типов. В третьей группе доминировали V подчиняемый (35,6 %) и зависимо-послушный VI (60 %) со склонностью к враждебности и отстраненности. Группы статистически отличались по структуре выбранного цвета ассоциации матери (χ2 = 37,7, р < 0,01) и себя (χ2 = 111,7; р < 0,01). В цветовой гамме детей первой группы преобладают красный, зеленый и синий цвета. Дети с БА были пассивными, безынициативными, нуждались в повышенной внимании и защите и выбирали серый и коричневый цвета (55 % пациентов второй и 80 % третьей групп). Нестабильность выбора характерна для второй и третьей групп (45 % и 51 % соответственно), чем для детей после АСИТ терапии (10,7 %, OR = 9,17 при CI 95 % 2,1–40,04) и для здоровых (6,7 %). Маркер нарушения эмоционального равновесия достоверно выше в третьей группе детей (53,3 %; р < 0,05), чем в любой другой.

Выводы. Характер психоэмоциональных изменений у детей с БА зависит от уровня контроля и длительности ремиссии на фоне терапии. АСИТ улучшает психологическое состояние детей с БА, повышает их работоспособность, активность, улучшает контроль над заболеванием. Среди детей с БА рекомендовано определять группу риска по потребности в психологической помощи.


Ключевые слова


бронхиальная астма; дети; психоэмоциональные особенности; характер

Полный текст:

PDF (Українська)

Литература


Maidannyk, V. H., Smiian, O. I., Sichnenko, P. I., Popov, S. V., Romaniuk, O. K., & Horbas, V. A. (2017). Bronkhialna astma u ditei [Bronchial asthma in children]. Sumy. [in Ukrainian].

Steiß, J., Lindemann, H., Brosig, B., & Zimmer, K. (2013). Important aspects in pediatric care of children and adolescents with chronic disease using the example of bronchial asthma. Deutsche Medizinische Wochenschrift, 138(50), 2613 2618. https://doi.org/10.1055/s-0033-1349640 [in German].

Miyasaka, T., Dobashi-Okuyama, K., Takahashi, T., Takayanagi, M., & Ohno, I. (2018). The interplay between neuroendocrine activity and psychological stress-induced exacerbation of allergic asthma. Allergology International, 67(1), 32 42. https://doi.org/10.1016/j.alit.2017.04.013

Baiardini, I., Sicuro, F., Balbi, F., Canonica, G., & Braido, F. (2015). Psychological aspects in asthma: do psychological factors affect asthma management? Asthma Research And Practice, 1(7). https://doi.org/10.1186/s40733-015-0007-1

Minina, E. S., & Novikova, V. I. (2017). Bronhialnaja astma u detej: osobennosti lechenija i reabilitacii [Bronchial asthma in children: features of treatment and rehabilitation]. Vitebsk: VGMU. [in Russian].

Ohno, I. (2017). Neuropsychiatry phenotype in asthma: Psychological stress-induced alterations of the neuroendocrine-immune system in allergic airway inflammation. Allergology International, 66, Article S2 S8. https://doi.org/10.1016/j.alit.2017.06.005

Van Lieshout, R. J., & MacQueen, G. (2008). Psychological Factors in Asthma. Allergy, Asthma & Clinical Immunology, 4(1), 12 27. https://doi.org/10.1186/1710-1492-4-1-12

Kolosov, G. A., Magsarzhav, Ts., & Kanesiro, K. V. (2018). Bronkhial'naya astma: psikhosomaticheskii kontsept v pol'zu personalizirovannogo podkhoda [Bronchial asthma: a psychosomatic concept in favor of a personalized approach]. Psychology: Traditions and Innovations: Proceedings of the 3rd International Scientific Conference. (pp. 39 41). Samara. [in Russian]. https://moluch.ru/conf/psy/archive/255/13721/.

Asymov, M. A., Kurbanova, A. O., Choi, S. V., Ramazanova, S. H., & Davletgildeyeva Z. G. (2014). Uroven' trevogi i depressii u detei s bronkhial'noi astmoi v g. Almaty [Anxiety level and depression in children with asthma in Almaty]. Vestnik KazNMU, (1), 100 103. [in Russian].

Tunde-Ayinmode, M. (2015). Children with bronchial asthma assessed for psychosocial problems in a teaching hospital in Nigeria. African Health Sciences, 15(2), 690 700. https://doi.org/10.4314/ahs.v15i2.49

Smirnova, S. V., & Salevski, G. V. (2009). Psikhologicheskie osobennosti materi kak faktor formirovaniya psikhosomaticheskogo zabolevaniya (na primere bronkhial'noi astmy) [Psychological features of parents as the factor of formation psychosomatical of disease of the child]. Siberian Journal of Psychology, (32), 78 81. [in Russian].

Rodríguez, J. C. F. (2017). State of the Relationship between Bronchial Asthma and Psychological Factors. Annals of Clinical and Laboratory Research, 5(4). https://doi.org/10.21767/2386-5180.1000204

Galitsyna, Ye. Yu. (2014). Osobennosti lichnosti i psikhologicheskoi zashchity detei, stradayushchikh bronkhial'noi astmoi [The children diagnosed with bronchial asthma: personal particularities and methods of psychological defense]. Pediatrician, 5(1), 119 125. [in Russian].

Oland, A., Booster, G., & Bender, B. (2017). Psychological and lifestyle risk factors for asthma exacerbations and morbidity in children. World Allergy Organization Journal, 10, 35. https://doi.org/10.1186/s40413-017-0169-9

Chiang, L., Ma, W., Huang, J., Tseng, L., & Hsueh, K. (2009). Effect of relaxation-breathing training on anxiety and asthma signs/symptoms of children with moderate-to-severe asthma: A randomized controlled trial. International Journal Of Nursing Studies, 46(8), 1061 1070. https://doi.org/10.1016/j.ijnurstu.2009.01.013

Przybyszowski, M., Polczyk, R., Sliwka, A., Pilinski, R., Wloch, T., Nowobilski, R., Bochenek, G., & Sladek, K. (2017). Psychological factors influencing results of Asthma Control Test (ACT). European Respiratory Journal, 50(suppl. 61), Article PA1122. https://doi.org/10.1183/1393003.congress-2017.PA1122

Rajesh, T. V., Krishnakumar, P., & Mathews, L. (2008). Temperamental traits and psychological problems of children with bronchial asthma. Indian Pediatrics, 45(9), 772 774.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Запорожский медицинский журнал   Лицензия Creative Commons
Запорожский государственный медицинский университет