DOI: https://doi.org/10.14739/2310-1210.2020.2.200614

Внимание как базовая составляющая когнитивных функций мозга и его особенности у детей с бронхиальной астмой

S. M. Nedelska, О. Yu. Akulova, Т. Ye. Shumna

Аннотация


 

Цель работы – изучить особенности внимания у детей с бронхиальной астмой (БА), учитывая отличия по полу, в зависимости от течения, длительности и контролированности заболевания.

Материалы и методы. С использованием корректурной пробы Бурдона проведено психологическое тестирование 101 ребенка (71 мальчиков и 30 девочек) с бронхиальной астмой и 30 практически здоровых детей (17 мальчиков и 13 девочек) из контрольной группы в возрасте 10–17 лет. Результаты пробы оценивали по показателю S (стойкость внимания), который высчитывали по формуле 0,5 × N – 2,8 × n/t, где N – количество знаков, просмотренных ребенком; n – количество сделанных ошибок; t – время выполнения задания (150 секунд). Полученные данные обработаны при помощи пакета прикладных статистических программ Statistica for Windows 13 (StatSoft Inc., № JPZ804I382130ARCN10-J).

Результаты. Установлено, что количество сделанных ошибок у детей с БА достоверно выше, чем у здоровых (10,1 ± 0,7 против 7,6 ± 1,0), что свидетельствовало о снижении концентрации внимания. Неконтролированное течение заболевания негативно влияло на показатель уровня стойкости внимания (S), который был меньше, чем у здоровых (1,17 ± 0,05 против 1,32 ± 0,06) за счет снижения продуктивности внимания (404 ± 17 против 439 ± 19). Обострение и длительность БА более 5 лет приводили к снижению показателя уровня стойкости внимания в сравнении с группой контроля (1,24 ± 0,07 против 1,32 ± 0,06, р < 0,05). У мальчиков с БА показатель S был более низким, чем у девочек с БА и составил 1,23 ± 0,03 против 1,39 ± 0,04 (р<0,05) за счет низкой продуктивности внимания. У девочек при контролированном течении БА показатели стойкости внимания были выше соответствующего показателя здоровых девочек (1,52 ± 0,07 и 1,37 ± 0,09).

Выводы. У детей с БА (особенно мальчиков) с неконтролированным течением, обострением и длительностью болезни более 5 лет отмечены нарушения внимания в виде уменьшения объема и снижения стойкости внимания, что необходимо рассматривать как умеренные проявления когнитивных расстройств. Обучение детей приемам самоконтроля БА необходимо осуществлять, учитывая сниженные показатели внимания, а медицинская коррекция основного заболевания должна сопровождаться социально-психологической поддержкой больных.


Ключевые слова


внимание; когнитивные функции; когнитивные нарушения; бронхиальная астма; дети; проба Бурдона

Полный текст:

PDF (English)

Литература


Boulet, L.-P., Reddel, H. K., Bateman, E., Pedersen, S., FitzGerald, J. M., & O’Byrne, P. M. (2019). The Global Initiative for Asthma (GINA): 25 years later. European Respiratory Journal, 54(2), Article 1900598. https://doi.org/10.1183/13993003.00598-2019

Solovyova, A. P., Goryachev, D. V., & Arkhipov, V. V. (2018). Kriterii otsenki kognitivnykh narushenii v klinicheskikh issledovaniyakh [Criteria for Assessment of Cognitive Impairment in Clinical Trials]. The Bulletin of the Scientific Centre for Expert Evaluation of Medicinal Products, 8(4), 218-230. https://doi.org/10.30895/1991-2919-2018-8-4-218-230

Párraga, J. L., Calleja Pérez, B., López-Martín, S., Albert, .J, Martín Fernández-Mayoralas, D., Fernández-Perrone, A. L., Jiménez de Domingo, A., Tirado, P., López-Arribas, S., Suárez-Guinea, R., & Fernández-Jaén, A. (2019). Attention-deficit/hyperactivity disorder and lifestyle habits in children and adolescents. Actas espanolas de psiquiatria, 47(4),158-164.

Banjari, M., Kano, Y., Almadani, S., Basakran, A., Al-Hindi, M., & Alahmadi, T. (2018). The Relation between Asthma Control and Quality of Life in Children. International Journal of Pediatrics, 2018, Article 6517329. https://doi.org/10.1155/2018/6517329

Schans, J. V., Çiçek, R., de Vries, T. W., Hak, E., & Hoekstra, P. J. (2017). Association of atopic diseases and attention-deficit/hyperactivity disorder: A systematic review and meta-analyses. Neuroscience & Biobehavioral Reviews, 74(Pt. A), 139-148. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2017.01.011

World Health Organization. (2019). International statistical classification of diseases and related health problems (11th ed.). https://icd.who.int/.

Yang, C.-F., Yang, C.-C., & Wang, I.-J. (2018). Association between allergic diseases, allergic sensitization and attention-deficit/hyperactivity disorder in children: A large-scale, population-based study. Journal of the Chinese Medical Association, 81(3), 277-283. https://doi.org/10.1016/j.jcma.2017.07.016

Akulova, O. Y. (2012). Metodolohichni pytannia doslidzhennia osobystosti khvoroi na khronichnu patolohiiu dytyny shkilnoho viku (na prykladi bronkhialnoi astmy) [Methodological questions of research of personality of school’s age child by chronic pathology (on example of bronchial asthma)]. Aktualni pytannia medychnoi nauky ta praktyky, 1(79), 3-7. [in Ukrainian].

Dudeney, J., Sharpe, L., Sicouri, G., Lorimer, S., Dear, B. F., Jaffe, A., Selvadurai, H., & Hunt, C. (2017). Attentional Bias in Children with Asthma with and without Anxiety Disorders. Journal of Abnormal Child Psychology, 45(8), 1635-1646. https://doi.org/10.1007/s10802-017-0261-1

Baiardini, I., Sicuro, F., Balbi, F., Canonica, G. W., & Braido, F. (2015). Psychological aspects in asthma: do psychological factors affect asthma management? Asthma Research and Practice, 1(7). https://doi.org/10.1186/s40733-015-0007-1

(1995). Al'manakh psikhologicheskikh testov [Almanac of psychological tests]. KSP. [in Russian].

Lizasoain, O. (2015). Siblings of a Child with a Serious Disease: Educational Family Guidelines for Developing the Emotional Health of This Minority Group. Open Journal of Social Sciences, 3(8), 56-60. https://doi.org/10.4236/jss.2015.38005

Walter, H., Sadeque-Iqbal, F., Ulysse, R., Castillo, D., Fitzpatrick, A., & Singleton, J. (2015). The effectiveness of school-based family asthma educational programs on the quality of life and number of asthma exacerbations of children aged five to 18 years diagnosed with asthma: a systematic review protocol. JBI Database of Systematic Reviews and Implementation Reports, 13(10), 69-81. https://doi.org/10.11124/jbisrir-2015-2335

Class, Q. A., Van Hulle, C. A., Rathouz, P. J., Applegate, B., Zald, D. H., & Lahey, B. B. (2019). Socioemotional dispositions of children and adolescents predict general and specific second-order factors of psychopathology in early adulthood: A 12-year prospective study. Journal of Abnormal Psychology, 128(6), 574-584. https://doi.org/10.1037/abn0000433

Ruiz-Goikoetxea, M., Cortese, S., Aznarez-Sanado, M., Magallón, S., Alvarez Zallo, N., Luis, E. O., de Castro-Manglano, P., Soutullo, C., & Arrondo, G. (2018). Risk of unintentional injuries in children and adolescents with ADHD and the impact of ADHD medications: A systematic review and meta-analysis. Neuroscience & Biobehavioral Reviews, 84, 63-71. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2017.11.007


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Запорожский медицинский журнал   Лицензия Creative Commons
Запорожский государственный медицинский университет