Психологический анализ описания детьми младшего школьного возраста себя в компьютерной игре

I. D. Spirina, O. V. Shevyakova, S. V. Rokutov

Аннотация


Цель работы – выявить специфику влияния компьютерной игры на сознание ребёнка младшего школьного возраста.

Материалы и методы. Обследовано 30 детей в возрасте 6–11 лет. Использовались качественные методы исследования описаний детьми их опыта компьютерных игр в соответствии с основными этапами структурированных феноменологических исследований. Разработана анкета для описания детьми себя в компьютерной игре и проведения качественного анализа этих описаний.

Результаты. При анализе описаний обнаружены сложность отграничения настоящее/ненастоящее, при использовании в речи личных местоимений нет разделения на «я» как персонажа игры и «я» ребёнка в целом, приписывание свойств живого своим виртуальным «соперникам» или «партнёрам», а также путанность в употреблении временных и пространственных терминов при описании своей игры. Детьми описывался только внешний план игры: сюжет, «события», «действия», трудности, происходящие в игре, но отрефлексированных эмоций не было вообще. Описывая происходящие в игре «события», дети не могли сосредоточиться ни на себе сейчас, ни на себе во время игры.

Выводы. Вовлечённость ребенка в компьютерную игру вызывает в первую очередь нарушение функционирования эмоциональной сферы, когда эмоции ребёнком не осознаются. Выявлены несоответствия при описании себя, своего характера и направленности любимой игры ребёнка, что свидетельствует о нарушениях в формировании самоотношения и самооценки ребёнка. Во время компьютерной игры возникает особый «режим» функционирования детской психики, когда воздействие на психику ребёнка ирреального образа может искажать естественный ход формирования познавательного и эмоционального отображения реальности.


Ключевые слова


психологический анализ; зависимость; компьютерная игра; качественные исследования; здоровье ребёнка; сознание

Полный текст:

PDF (Українська)

Литература


Volfram, E.-M. (1998) Fenomenolohichne doslidzhennia psykhoterapii – metod oderzhannia piznannia z dosvitu [Phenomenal study psychotherapy is a method of obtaining knowledge from experience]. Psykhoterapiia – nova nauka pro liudynu. (S. 353–372). Lviv: Elektron. [in Ukrainian].

Zhukova, M. V. (2013) Komp'yuternaya zavisimost' kak odin iz vidov addiktivnoj realizacii [Computer addiction as a type of addictive implementation]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 11, 120–129. [in Russian].

Zolotova, A. D. (2014) Naukovo-teoretychnyi analiz sutnosti adyktyvnoi povedinky ditei [Scientific-theoretical analysis of the essence of addictive behavior in children]. Molodyi vchenyi, 7, 163–166. [in Ukrainian].

Ulanovskij, A. M. (2007) Fenomenologicheskij metod v psikhologii, psikhiatrii i psikhoterapii [The phenomenological method in psychology, psychiatry and psychotherapy]. Metodologiya i istoriya psikhologii, 1, 130–150. [in Russian].

Tsoy, N. (2011) Nizkij samokontrol' kak odin iz determiniruyushhikh social'nykh faktorov fenomena internet-zavisimosti [Low Self-Control as a Factor of Internet Addiction]. Zhurnal sociologii i social´noj antropologii, 4, 72–85. [in Russian].

Bell, V., Bishop, D. V. M., & Przybylski, A. K. (2015). The debate over digital technology and young people. BMJ, 351, h3064. doi: 10.1136/bmj.h3064.

Przybylski, A. K. (2014) Electronic Gaming and Psychosocial Adjustment. Pediatrics, 134(3), 1–7. doi: 10.1542/peds.2013-4021.




DOI: http://dx.doi.org/10.14739/2310-1210.2017.3.100836

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Запорожский медицинский журнал   Лицензия Creative Commons
Запорожский государственный медицинский университет